Четверг, 15.11.2018, 21:41
КУБАНСКАЯ  ГЕНЕАЛОГИЯ
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Кубанский генеалогический форум » Вопросы по отдельным населенным пунктам » Священники станицы Баталпашинской
Священники станицы Баталпашинской
SHAMILДата: Четверг, 25.10.2018, 23:08 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Данная статья написана Андреем Печенкиным, уроженцем г. Черкесска. По его просьбе выкладываю ее на форум. Андрей будет рад любым отзывам, вопросам и предложениям. тел. 89280325818 

В последние десятилетия мы все чаще обращаемся к страницам исторического прошлого нашего края, в том числе и к тем, которые в советский период находились практически под запретом. Не будучи профессиональным историком, автор данного сообщения, тем не менее, с юных лет интересовался историей г. Черкесска, до конца 1930-х гг. являвшегося станицей Баталпашинской (в отдельный период получавшей статус города). Среди множества вопросов особенно меня привлекала история станицы как духовного центра православного христианства Верхней Кубани.  Но, к сожалению, вплоть до недавнего времени,история Баталпашинских храмов и священников, служивших в них, была не
исследована.
Начав самостоятельные поиски, мы постарались проследить жизненный путь тех подвижников, которые еще в позапрошлом веке укрепляли веру наших предков. Многое могли бы поведать и могилы священнослужителей, но, к сожалению, их расположение нам не известно. Естественно, что не все священники, служившие в Баталпашинской, именно в станице нашли свой последний приют.  Но исключать подобной ситуации также было бы неправильно.Из истории нам было известно, что священники, отличившиеся ревностным служением Богу и церкви, могли быть захоронены в ограде местного храма. Удостаивались подобной чести и наиболее достойные миряне, в числе которых были военачальники и видные общественные деятели из числа станичников.
Как свидетельствуют архивные документы в ст. Баталпашинской с 1843 г. существовала Николаевская церковь, располагавшаяся на месте, где ныне находится центральный городской сквер. Здесь же, в 1901 г. был открыт и новый монументальный Никольский собор. Именно в ограде этих двух храмов, наследовавших друг другу, и должны были покоиться наиболее достойные священники и миряне.
Пытаясь узнать подробности, мы обратились к труду известного краеведа С.П. Твердохлебова «Черкесск – ориентир в океане фактов  и событий», первый том которого был издан в 2010 г. В нем мы обнаружили сведения о том, что при строительстве и реконструкции фонтана в центральном сквере, рабочими, под слоем земли, был обнаружен склеп (С. 490). По мнению автора, останки в этом склепе принадлежали генералу Н.Г. Петрусевичу, о чем, как он сообщает, свидетельствовала табличка с надписью «Петрусевич», также найденная в тот день. Датой обнаружения склепов Твердохлебов называл 1987 г.
Однако,на самом деле, склепы были вскрыты на несколько лет раньше – в 1980 г. Об этом свидетельствует тот факт, что цветомузыкальный фонтан, при обустройстве которого и были обнаружены останки,  был открыт 30 апреля 1981 г., о чем сообщала местная пресса, («Остановись, мгновение» // Ленинское знамя – 1981. - 2 мая). В ходе личной беседы с С.П. Твердохлебовым нам удалось убедить уважаемого краеведа, в том, что в его рукопись вкралась
ошибка.
В то же время, во втором томе своего труда, посвященного Черкесску, изданного в 2015 г., он   утверждает, что останки генерала Петрусевича и по сей день находятся в одном из уголков центрального парка (С. 59). Это  не согласовывается с тем, что автор писал в  первом томе своего труда.
При этом в обеих книгах краевед совершенно не упоминает тот факт, что при земляных работах был вскрыт не один склеп, а два. Этому свидетельством является автор данной статьи, в то время подросток, а также другие очевидцы, в том числе и известный историк, кандидат исторических наук И.М. Шаманов.  В нашей памяти запечатлелись картины того дня, особенно момент, когда близ одного из склепов лежал массивный крест желтого цвета. Сегодня мы знаем, что подобные кресты традиционно носятся священниками, и при похоронах вместе с Евангелием клался на грудь покойному.
Именно данный факт позволяет нам предположить, что в одном из вскрытых  склепов покоился  один из священников,  служивших в станице Баталпашинской.  Данное обстоятельство (наличие в склепе останков священника) наверняка и объясняет ту поспешность, с которой останки были вывезены и захоронены в месте, которое и сегодня остается неизвестным. Ведь  будь обнаружены в тот день лишь останки генерала Н.Г. Петрусевича, вряд ли бы его перезахоронение прошло бы так незаметно для общественности Карачаево-Черкесии.
К тому времени, благодаря изысканиям ученых В.П. Невской и И.М. Шаманова, не говоря уже о благодарной памяти населения региона, Петрусевич был фигурой весьма почитаемой и уважаемой. Во многих изданиях он указывался как прогрессивный руководитель, талантливый администратор, внесший большой вклад в социально-экономическое обустройство жизни горцев и казаков. Несомненно, что ученым было известно и о дальнейшей судьбе Петрусевича и месте его последнего упокоения.  Ведь в официальном издании Кубанской области того времени – газете «Кубанские  областные ведомости» в апреле 1881 г.  (№ 20)  была опубликована статья, весьма подробно освещавшая прибытие останков  генерала из Туркмении, где он погиб в конце декабря 1880 г., и их торжественное захоронение в ограде Николаевской церкви.
Так, почему же тогда, обнаруженные спустя почти век останки столь уважаемого и почитаемого исторического деятеля, были так поспешно и скрытно  захоронены?! Как нам представляется, именно наличие по соседству склепа с останками священника стало тому невольной причиной.
Не будем забывать, что начало 1980-х гг. ознаменовалось очередным витком борьбы государства с верующими, активно велась атеистическая пропаганда. В подобной ситуации любая  новость, связанная с религиозной историей могла способствовать резкому оживлению чувств верующих, росту их числа и укреплению их веры. Естественно, что в этом было абсолютно не заинтересовано местное советско-партийное руководство, которое в своих отчетах в центр докладывало о том, что население области верит лишь в светлое будущее, которое строит Коммунистическая партия.       Бесследно исчезли не только останки Петрусевича, но и табличка с его именем, о которой упоминает С.П. Твердохлебов.
Кем же был этот священник, останки которого покоились в обнаруженном склепе? Для этого мы решили выяснить, кто служил в местном храме в 19 – начале 20 вв. После долгих поисков нам удалось выяснить, что в ЗАГСе г. Черкесска хранятся несколько метрических книг, которые, как известно, вели священники. После нашего обращения в ЗАГС книги были переданы на хранение в Государственный Архив КЧР, где нам и удалось с ними ознакомиться.
В результате их изучения мы обнаружили имена некоторых священников и трудников Николаевской церкви ст. Баталпашинской, которые до сего времени были неизвестны.  Приведем же имена тех, кто в те далекие времена духовно окормлял наших предков: протоиереи Константин Воздвиженский и Михаил Графов, священники Захарий Добровольский, Александр Баженов, Василий Трифонович Хламов, дьяконы Михаил Терешкевич, Андрей Филатович Школьников,  псаломщики Михаил Донецкий, Константин Михайловский, Петр Акимов, Николай Челов, Петр Перевозовский, Николай Зверев.
Нашли мы и свидетельство о том, кто мог покоиться в склепе, вскрытом в 1980 г. Это вышеупомянутый дьякон А.Ф. Школьников, умерший  в возрасте 49 лет 29 августа 1882 г. от чахотки (туберкулеза) и погребенный 31 августа в церковной ограде. Разрешение на упокоение именно в ограде церкви было дано Преосвященнейшим Германом – епископом Ставропольским и Кавказским. Подобной чести, согласно метрическим книгам, имеющимся в нашем распоряжении,  больше никто не удостоился, что свидетельствовало о несомненных заслугах покойного.
Дальнейшее изучение документов показало, что Андрей Школьников упоминается уже в самой ранней из имеющихся метрических книг - 1854 г., когда он, будучи 21-летним юношей, служил в качестве псаломщика. Практически всю свою сознательную жизнь (около 30 лет) послужил служению Богу и церкви. Именно руководствуясь  этими соображениями,епископ Герман, наверняка и дал свое согласие на погребение Школьникова в церковной ограде Николаевской церкви. Как видно между погребением Петрусевича (апрель 1881 г.) и Школьникова (август 1882 г.) прошло менее полутора лет. Вполне логично предположить, что и могилы их оказались рядом. Однако утверждать это было бы преждевременным.
Возможно, что еще кто-то из священнослужителей станицы нашел свой последний приют в ограде храма. Выяснить это удастся лишь благодаря поиску в архивах, чем мы и предполагаем  заняться в дальнейшем.  Подводя итог нашему исследованию, мы еще раз хотим подчеркнуть,  что не претендуем на истину в последней инстанции. Мы лишь выражаем надежду, что данное сообщение подтолкнет всех неравнодушных к истории своего края, истории православной церкви на Кубани, к изучению страниц ее прошлого и в конечном итоге, к воздаянию по заслугам  тем подвижникам,которые вложили столько сил в сохранение веры в душах наших предков.
  А.В. Печенкин


Сообщение отредактировал SHAMIL - Суббота, 27.10.2018, 13:20
 
GalaДата: Пятница, 26.10.2018, 08:20 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Статус: Offline
Анна Касимова из Москвы(ее можно  найти на форуме ВГД) много лет занимается историей и генеалогией ст.Баталпашинской. Документы по станице можно найти в разных архивах. Но в первую очередь, раз уж заявлено о священниках, нужно смотреть фонды Донской и  Ставропольской консистории в Ростове-на-Дону и Ставрополе.
 
AndroДата: Пятница, 26.10.2018, 08:22 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2514
Статус: Offline
SHAMIL
Шамиль, спасибо за статью!

В ГАСК есть клировые ведомости Николаевской церкви ст.Баталпашинской за 1844-1916гг. Может быть в них будут сведения о тех, кто похоронен в ограде храма?
 
Форум » Кубанский генеалогический форум » Вопросы по отдельным населенным пунктам » Священники станицы Баталпашинской
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2018 Создать бесплатный сайт с uCoz