Главная » Фотоальбом » Екатеринодар г. » Фотография 1
   Панихида о погибших перед Воскресенским собором в Екатеринодаре
Просмотров: 1726 | Размеры: 377x239px/16.4Kb
Дата: 12.07.2012 | Добавил: dzick

Всего комментариев: 2
2 dzick  
На деле строительство потребовало большего количества времени, чем было оговорено в контракте. Для работ по сооружению иконостаса, закончившихся только в 1807 году, сотник Планкевич купил в Москве все необходимые для этого материалы, а мастеров нашел среди кубанцев. Студент Емельян Иванчин сделал оригинальный план иконостаса, крепостной дворовый человек Иван Слезнев нарезал тончайшие художественные узоры на дереве, купеческий сын Фёдор Фёдоров грунтовал доски, а расписывал их Московского живописного цеха художник Никифор Чеусов. Работа получилась великолепная. Но самые драгоценные церковные украшения составили старинные предметы, принадлежавшие когда-то казацким Свято-Троицкой церкви и Межигорскому монастырю, конфискованные при разрушении Запорожской Сечи, а в 1798-1804 годах возвращённые черноморцам.
Судя по сохранившимся изображениям, можно утверждать, что архитектура Воскресенского собора несла в себя яркие черты «украинского барокко», сохранившего древнерусские строительные традиции. Главный храм Черноморского Казачьего Войска был столпным, шестиглавым (в одном из столпов помещалась колокольня), составлявшим в плане латинский крест. Каждый из шести восьмигранных столпов был трёхъярусным, причём верхние ярусы были уже нижних, и отделялся от них сомкнутыми сводами, покрытыми снаружи железной кровлей. На своде третьего (верхнего) яруса помещались железная главка луковичной формы, увенчанная крестом. Кресты и главки были вызолочены, кровля была покрыта «медяной» краской. Между собой столпы были связаны на уровне первого яруса. Исследователь древнерусского искусства Н. В. Султанов писал о главном храме Черноморских казаков: «Форма эта [восьмерик] и поныне сохранилась в нашем деревянном зодчестве, преимущественно в южной России, и образцом ея может служить деревянный собор в городе Екатеринодаре… Тот же нижний восьмерик с верхним восьмериком поменьше, то же полукруглое покрытие с шейкой и луковичной главкой». Подобные формы храмов были традиционными в местах проживания запорожского и донского казачества вплоть до конца XVIII в. Так, налицо сходство Екатеринодарского Воскресенского собора со Свято-Троицким собором в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (освящён в 1781 году), собором Медведовского монастыря в Поднепровье (вторая половина XVIII в.), Воскресенским собором в Черкасске (освящён в 1719 г.). С освящением в 1872 году нового Александро-Невского Войскового собора Воскресенский собор потерял значение главного храма Черноморского (тогда уже Кубанского) Казачьего Войска, а в 1876–1879 гг. он был «за ветхостью» разобран.
Литература:
Бардадым В. П. Дерзость архитектуры//krasnodar.online.ru/hist6.htm.
Бондарь В. В. К истории войсковых храмов Черномории//Кубанский сборник. 2006. № 1 (22).
Бондарь В. В. Этнические мотивы в архитектуре Краснодара (публичная лекция)//www.kkoovrv.ru/downloads/Lekcia_Bondar.doc.
Источник изображений:
Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства). Краснодар, 2001.

1 dzick  
Первым по времени произведением монументальной архитектуры в Екатеринодаре следует считать войсковой Воскресенский собор, находившийся в центре крепостной площади.
Строительство его продолжалось три года – с октября 1799 по октябрь 1802 года. Изначально храм предполагалось строить из кирпича, но ввиду недостатка средств основным строительным материалом определили дерево, и в апреле 1799 года в волжском местечке Дубовка было закуплено три тысячи сосновых брёвен, сначала доставленных гужом к пристани донской станицы Качалинской, а оттуда к осени с большими хлопотами и издержками – в Екатеринодар. 8 октября того же 1799 года Черноморское Войсковое правительство заключило с сотниками Войска Донского Фёдором Гусельщиковым и Степаном Николаевым контракт на постройку деревянной Войсковой соборной церкви. 5 октября 1802 года построенный собор с престолом во имя Воскресения Господня был освящён. Работы по сооружению иконостаса продолжались ещё несколько лет и до их окончания использовался написанный на холсте иконостас из походного храма Троицы Живоначальной. Девять колоколов для собора были отлиты в Херсоне, на литейном заводе купца Струговщикова, из шестнадцати старых турецких медных пушек и одной мортиры. Самый большой – весом 440 пудов, самый маленький – 21 фунт. В 1795 году их доставили в Тамань, а оттуда на дубах (лодках) – по реке в Екатеринодар, затем на деревянных катках они были приволочены казаками в крепость. В договоре, заключённом на строительство храма говорилось: «Выстройка сей церкви должна быть крестообразной, мерою с алтарем, в длину и в вышину 50 аршин, и колокольня в длину и ширину 18, а в вышину, как пропорция по архитектуре требует». Храм должен был быть построен «самою искуснейшею топорною, пиляною и струганою прочною работаю» и окончен ровно через год. Рабочих людей, по завершению храма, черноморцы обязывались на своих подводах отвезти в Кущевку. Строители запросили за свой труд 10 тысяч рублей. За работами наблюдали главный мастер ростовский мещанин Толстоухов (в дальнейшем он получил за свою старательность от Войскового начальства похвальный аттестат) и есаул Черноморского войска Моренко, «весьма искусный в строительном деле человек».

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]