На деле строительство потребовало большего количества времени, чем было оговорено в контракте. Для работ по сооружению иконостаса, закончившихся только в 1807 году, сотник Планкевич купил в Москве все необходимые для этого материалы, а мастеров нашел среди кубанцев. Студент Емельян Иванчин сделал оригинальный план иконостаса, крепостной дворовый человек Иван Слезнев нарезал тончайшие художественные узоры на дереве, купеческий сын Фёдор Фёдоров грунтовал доски, а расписывал их Московского живописного цеха художник Никифор Чеусов. Работа получилась великолепная. Но самые драгоценные церковные украшения составили старинные предметы, принадлежавшие когда-то казацким Свято-Троицкой церкви и Межигорскому монастырю, конфискованные при разрушении Запорожской Сечи, а в 1798-1804 годах возвращённые черноморцам.
Судя по сохранившимся изображениям, можно утверждать, что архитектура Воскресенского собора несла в себя яркие черты «украинского барокко», сохранившего древнерусские строительные традиции. Главный храм Черноморского Казачьего Войска был столпным, шестиглавым (в одном из столпов помещалась колокольня), составлявшим в плане латинский крест. Каждый из шести восьмигранных столпов был трёхъярусным, причём верхние ярусы были уже нижних, и отделялся от них сомкнутыми сводами, покрытыми снаружи железной кровлей. На своде третьего (верхнего) яруса помещались железная главка луковичной формы, увенчанная крестом. Кресты и главки были вызолочены, кровля была покрыта «медяной» краской. Между собой столпы были связаны на уровне первого яруса. Исследователь древнерусского искусства Н. В. Султанов писал о главном храме Черноморских казаков: «Форма эта [восьмерик] и поныне сохранилась в нашем деревянном зодчестве, преимущественно в южной России, и образцом ея может служить деревянный собор в городе Екатеринодаре… Тот же нижний восьмерик с верхним восьмериком поменьше, то же полукруглое покрытие с шейкой и луковичной главкой». Подобные формы храмов были традиционными в местах проживания запорожского и донского казачества вплоть до конца XVIII в. Так, налицо сходство Екатеринодарского Воскресенского собора со Свято-Троицким собором в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (освящён в 1781 году), собором Медведовского монастыря в Поднепровье (вторая половина XVIII в.), Воскресенским собором в Черкасске (освящён в 1719 г.). С освящением в 1872 году нового Александро-Невского Войскового собора Воскресенский собор потерял значение главного храма Черноморского (тогда уже Кубанского) Казачьего Войска, а в 1876–1879 гг. он был «за ветхостью» разобран.
Литература:
Бардадым В. П. Дерзость архитектуры//krasnodar.online.ru/hist6.htm.
Бондарь В. В. К истории войсковых храмов Черномории//Кубанский сборник. 2006. № 1 (22).
Бондарь В. В. Этнические мотивы в архитектуре Краснодара (публичная лекция)//www.kkoovrv.ru/downloads/Lekcia_Bondar.doc.
Источник изображений:
Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства). Краснодар, 2001.