И нужно было видеть радость населения, когда по области разнесся слух, что идея постройки дороги через станицы Старой Черномории близка к осуществлению. Со всех станиц измученной бездорожьем Черномории посыпались приговоры с просьбой перед Наказным Атаманом о возбуждении этого вопроса. Большинство станиц приговорами соглашались дать бесплатно землю под дорогу и почти всеми станицами выражено было желание, чтобы дорога строилась средствами и силами населения Кубанской области; с этой целью общества изъявили согласие купить акции предполагаемой к постройке дороги. Съезд представителей населения 28-29 июня 1909 года, в станице Брюховецкой дал дальнейшее направление вопросу о постройке дороги. На съезде прибыло 123 депутата, большинство из них имели полномочия от обществ: предложить в акционерный капитал дороги довольно крупные суммы. Общая сумма капитала превысила 1 000 000 руб. Через два месяца после съезда сумма эта выросла до 2 000 000 р. Кроме того, по разверстке, станичными обществами ассигновано на производство изысканий технических и экономических 100 000 рублей, в настоящее время большая часть этих денег поступило в Екатеринодарский городской общественный банк, на текущий счет комиссии, избранной съездом. Теперь казачество с нетерпением ожидает разрешения насущного для него вопроса.
Границы района. Район проектируемой Черноморско-Кубанской железной дороги, нанесенный на составленную карту, захватывает 1 225 812 десятин или около 11 770 квадратных верст. К дороге примыкают своими юртами самые богатые и наиболее населенные станицы Кубанской области, с общим количеством народонаселения 419 706 чел. Почти вся масса населения занимается хлебопашеством: этому способствует превосходная почва: чудный чернозем, достигающий в иных местах 3-х аршин глубины, покрывает всю Кубанскую равнину, громадная часть которой составляет район Черноморско-Кубанской железной дороги. В район влияния дороги входят все крупные станицы Старой Черномории *): Новотитаровская, Нововеличковская, Дядьковская, Тимошевская, Старомышастовская, Брюховецкая, Переясловская, Батуринская, Медведовская, Величковский хутор, Роговской хут., Федоровская (вол.), Славянская, Староджерелиевская, Петровская, Новоджерелиевская, Роговская, Мингрельская, Понурский хут., Варениковская, Ольгинская, Бриньковская, Приморско-Ахтарская, Новонижестеблиевская, Полтавская, Новониколаевская, Поповичевская, Старовеличковская, Ивановская, Троицкая, Мерчанская (волость), Стародеревянковская, Каневская, Новодеревянковская, Челбасская, Новоминская, Привольная, Шкуринская, Новощербиновская, Конеловская, Придорожний хут. и др., всего более 50 населенных пунктов. В свой район Черноморско-Кубанская дорога захватывает почти весь Темрюковский отдел, часть Кавказского, часть Екатеринодарского и часть Ейского отделов. Сюда же примыкает и областной город Войска Екатеринодар. Из всех перечисленных станиц заслуживает особого внимания Приморско-Ахтарская, – один из лучших портов Азовского моря, с населением около 15 тысяч человек, ст. Славянская – административный, торговый и культурный центр Темрюкского отдела с населением до 20 тысяч человек: станицы, Брюховецкая, Старовеличковская, Поповичевская, Каневская, Полтавская, Медведовская богатейшие Кубанской области, в некоторых из них имеются средние учебные заведения. Дорога все время идет по ровной, степной местности и только небольшая ее часть, протяжением около 45 верст, переходит на левую сторону реки Кубани, где уже, хотя и в незначительном количестве, встречаются леса и болота. Площадь последних с каждым годом уменьшается. В последнее время станичные общества усиленно принялись за осушку болот: так в юрте станицы Троицкой, громадная площадь болот осушена, то же самое замечается и в других станицах Темрюкского отдела, расположенных по левую сторону Кубани. Всего в Темрюкском отделе осушено более 200 000 десятин прикубанских плавень. В связи с этим, количество неудобных земель Темрюкского отдела быстро уменьшается и можно надеяться, что значительная часть их, в самом недалеком будущем, может быть распахана. -------------- *) Бывшие запорожские курени, т. е. станы.
Устойчивые зимы в Кубанской области явление редкое: санный путь устанавливается на время не более 2-3 недель. Большую часть года черноморцу приходится высиживать в грязи. Средняя цена доставки грузов к станциям железной дороги и к Азовским портам колеблется весной от 12 до 15 коп. с пуда и зимой от 15 до 20 копеек. На гужевой доставке товаров населением области ежегодно переплачиваются миллионы рублей. В то время как почти везде в России стоимость гужевой доставки в зимнее время уменьшается, на Черномории замечается явление обратное. Знаток Куб.обл. Л.Я. Апостолов в своем сочинении „Географические очерки Кубанской области” говорит, что большей грязи, чем в Кубанской области, нет нигде в России, осенью и зимою в станицах сообщение бывает возможно только через дворы и усадьбы жителей. Во многих местностях балки носят название „вырвихвист”, „загубичобит”, „топило”, „грязнухинская”, „непроездная”, которые одним своим названием показывают на невозможное состояние путей сообщения. Причиною такой грязи служит тучный чернозем, покрывающий всю Кубанскую степь, глинистая подпочва, близость почвенной воды и обилие осадков. Отдаленность станиц Старой Черномории от железнодорожных станций приводит к тому, что казаки земледельцы почти никогда не бывают в курсе базарных рыночных и портовых цен, местные продукты, за неимением достаточного числа покупателей, остаются не проданными или же, если и продаются, то почти за бесценок, между тем как на них имеется большой спрос всего в 50-60 верстах, при станциях железной дороги. Продукты потребления, благодаря неудобствам и невыгодности гужевой доставки, неимоверно повышаются в цене. Казак черноморец всегда находится в полной зависимости от погоды и состояния дорог. Если случайно ему и удается узнать о наступлении выгодного момента для сделок, то доставить свои товары на место продажи он не в состоянии. Трудно учесть все убытки, какие приходится терпеть казаку от бездорожья.
Черноморско-Кубанская железная дорога. (Из трудов комиссии по сооружению).
Мысль о проведении железной дороги по станицам Старой Черномории не нова; еще во время подготовительных работ к постройке Новороссийской ветки Влдк. жел. дороги были предположения отклонить ее на Запад. С этой целью были даже произведены необходимые изыскания. Очевидно, еще в то время богатые станицы Черномории привлекали внимание строителей дороги. Силою обстоятельств, и, главным образом, для сокращения расходов по постройке, начальным пунктов для Новороссийской ветки была взята станция Тихорецкая. Богатейшие станицы Кубанской области остались далеко в стороне от вновь построенной железнодорожной линии. Но с каждым годом сельско-хозяйственная промышленность Кубанской области растет, посевная площадь быстро увеличивается. Удобное географическое положение края способствовало быстрому развитию экономического благосостояния населения. Отдаленность железнодорожного пути дает себя чувствовать все больше и больше. С 1876 года – времени постройки Владикавказской железн. дороги население области увеличилось на 1 700 055 чел. – с 831 555 до 2 531 051, т. е. больше чем утроилось. Хлебные запашки возросли с полумиллиона до 2 757 611 десятин. На каждую наличную душу населения приходится распаханной земли больше одной десятины, против 0,6 десят. 1876 года. В 1908 году размеры фабрично-заводской промышленности выразились в сумме 31 775 810 рублей, тогда как в 1876 году сумма эта равнялась только 2 840 000 рублей, число фабрик и заводов возросло с 2 044 до 6 282 с общим количеством рабочих 26 608 человек, против 7 212 человек 1875 года. Соответственно с этими цифрами быстро развивались и другие стороны экономической жизни края. Одна Новороссийская ветка не может обслужить богатого края. С особой ясностью свидетельствует об этом, с каждым годом возрастающее, количество залежей грузов на станциях Владикавказской железной дор. Во второй половине октября, текущего года, количество залежей выразилось громадной цифрой – 16 475 вагонов. По количеству залежей Владикавказская жел. дор., в самом непродолжительном времени, обещает побить рекорд. В том же октябре больше залежей наблюдалось только на Рязанско-Уральской ж. д. 18 363 вагонов и Юго-Восточной 17 179 вагонов. Владикавказской дороге, пока что, принадлежит третье место. Потребность в проведении новых железнодорожных линий в степной части Кубанской области давно уже назрела и откладывать постройку их, это значит, сознательно ставить преграду развитию богатейшего края. Богатства его так велики, что одной Владикавказской дороге управиться нет возможности. Пути сообщения в районе проектируемой дороги никуда не годны и во время распутицы положительно нет возможности выбраться из станицы. За перевозку одного пассажира, на расстояние 30-40 верст, часто приходится платить 10-15 рублей. Если принять во внимание, что период распутицы в Кубанской области, благодаря климатическим условиям, продолжается 6-7 месяцев, т. е. почти всю осень, зиму и весну, то можно понять почти трагическое положение земледельца Кубанской области.
Выборные директора Черноморско-Кубанской жел. дороги. Один из них БАРДИЖ Кондрат Лукич (куб.)(09.03.1868 - 09.03.1918) - уроженец станицы Брюховецкой (сидит на снимке второй справа с окладистой черной бородой)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]